Методические рекомендации

«Утверждаю»
Начальник НОУ ДО Никифоровский УСЦ ДОСААФ России
Ю.В.Лазин.
«___» _________________ 2014 г.

НОУ ДО Никифоровский учебно-спортивный центр
ДОСААФ РОССИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации образовательного процесса подготовки водителей транспортных средств

Рп.Дмитриевка
2014г

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации по организации образовательного процесса по профессиональному обучению водителей транспортных средств (далее-методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,Федерального закона от 29 декабря 2021 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий ,утвержденных приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 №1408,на основании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 года №292, с изменением внесенным приказом Министерства образования и науки РФ от 21 августа 2013 г №977, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел »Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 № 761н с изменениями от31.05.2011г.
Главной задачей является подготовка и воспитание квалифицированных водителей транспортных средств категории «В»
.Профессиональная подготовка водительских кадров заключается в реализации Примерных программ подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденных приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408
НОУДО Никифоровский УСЦ ДОСААФ России реализует образовательную программу профессионального обучения водителей транспортных средств категории «В». Центр в соответствии с примерными программами подготовки самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы. Рабочие программы рассматриваются Методическим (Педагогическим) советом Центра и утверждаются начальником Центра.
Содержание образовательного процесса по подготовки водителей транспортных средств категории «В» должно обеспечивать реализацию, требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся, примерных учебных планов и программ
Для организации и осуществления образовательной деятельности в Центре разработаны и приняты правила внутреннего распорядка для обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка, правила приема обучающихся, положения о методическом (педагогическом) совете Центра, положение о промежуточной и итоговой аттестации
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по программе профессионального обучения водителей категории «В», оборудование учебного класса соответствует нормам и требованиям.
Центр разрабатывает и утверждает по согласованию с Учредителем штатное расписание в соответствии с разработанными типовыми структурами и штатами образовательных учреждений ДОСААФ России, осуществляет подбор и прием работников Центра на условиях трудового договора, распределяет должностные обязанности, создает условия для повышения профессионального мастерства работников Центра .
В Центр принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства для получения образования соответствующего профиля и уровня .
Прием в Центр осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Центр самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные Правила приема обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Центр может выделять места для целевого приема граждан на основе договоров с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, в пределах заданий (договоров).
Прием обучающихся на обучение может осуществляться по договорам с юридическими и физическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
Прием в Центр осуществляется по личным заявлениям.
Для получения профессиональной подготовки в Центр могут быть приняты лица, не имеющие основного общего образования.
Правилами приема, утверждаемыми ежегодно начальником Центра, определяются сроки приема заявлений, перечень реализуемых Центром образовательных программ, условия зачисления.
При подаче заявления о приеме Центр обязан ознакомить поступающего или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего поступающего с Уставом, лицензией, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Центр осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, устанавливает их форму периодичность и порядок проведения .
Организует индивидуальный учет результатов освоения обучающимся образовательных программ, а так же хранение информации об этих результатах на бумажных носителях.
Для оценки образовательной деятельности, содержания и качества подготовки обучающихся Центр проводит самообследование учебно-материальной базы организации с последующим размещением отчета на сайте.
Обеспечивает создание и ведение сайта образовательной организации в сети «Интернет».
Создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Приобретает бланки документов об образовании.

2. ОБЯЗАННОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ .
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе:
1)обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2)создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3)соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательной программы в соответствие с учебным планом, качества образования своих обучающихся, а так же за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или не законное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлении образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

3.Права и обязанности участников образовательного процесса.

3.1 Права и обязанности обучающихся.
Права и обязанности обучающихся регламентируются Уставом образовательного учреждения, а также договором об оказании образовательных услуг, заключенным между образовательным учреждением и обучающимся, и настоящими Рекомендациями.
Обучающиеся в Центре имеют право:
— получать образование по избранной для обучения специальности
— посещать занятия в Центре после зачисления в установленном порядке;
— обучаться по индивидуальным учебным планам;
— пользоваться библиотечно-информационными ресурсами Центра, его учебно-лабораторными пособиями;
— участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований программы обучения;
— обжаловать приказы и распоряжения руководства Центра в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— получать дополнительные, в том числе платные, образовательные услуги;
— на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
. Обучающиеся в Центре обязаны:
— выполнять требования образовательной программы Центра по срокам и объемам согласно учебным планам;
— добросовестно учиться, систематически овладевать знаниями;
— уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Центра;
— бережно относиться к имуществу Центра;
— выполнять требования Устава Центра и правил внутреннего распорядка Центра;
соблюдать правила противопожарной безопасности.
Обучающимся в Центре запрещено:
приносить, передавать или использовать оружие, взрывчатые вещества, спиртные напитки, токсические и наркотические вещества, а также иные, запрещенные или ограниченные в обороте предметы и средства;
использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам;
применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства; производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
Обучающиеся в Центре могут совмещать учебу с работой
Обучающийся имеет право на переход в Центре с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую в порядке, определяемой Центром самостоятельно.
За особые успехи в освоении образовательных программ и активное участие в жизни Центра для обучающихся устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обучающимся обязанностей, предусмотренных Уставом Центра, нарушение правил внутреннего распорядка, к обучающемуся могут быть применены меры воздействия вплоть до отчисления.
Решение об отчислении обучающегося из Центра принимает начальник Центра на основании решения Методического (Педагогического) совета Центра, решение об отчислении оформляется приказом начальника Центра.

Привлечение обучающихся без их согласия, согласия их родителей или законных представителей к работам, не предусмотренным учебными программами и планами, кроме мероприятий по приведению в порядок после занятий учебных мест, классов и техники, запрещается.
Дисциплина в Центре поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не допускается применение методов физического и психического насилия.

3.2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
К работникам Центра относятся руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный и иной персонал.
Назначение, увольнение, регулирование трудовых отношений работников Центра осуществляются согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации «Об образовании» и иным нормативным правовым актам.
К педагогической деятельности в Центре допускаются лица, как правило, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
К педагогической деятельности в Центре не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— признанные недееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Права и обязанности работников Центра определяются законодательством Российской Федерации, Уставом Центра, правилами внутреннего распорядка, трудовыми договорами и должностными инструкциями.
. Работники Центра имеют право:
— участвовать в управлении Центром в порядке, определяемом его Уставом;
— получать необходимое организационное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности, бесплатно пользоваться библиотекой, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых и других подразделений Центра в соответствии с коллективным договором;
— обжаловать приказы и распоряжения руководства Центра в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Центра через орган самоуправления и общественные организации;
— защищать свою профессиональную честь и достоинство.
Педагогические работники имеют право выбирать методы и средства обучения, наиболее полно обеспечивающие высокое качество образовательного процесса.
Не допускается использование антипедагогических методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.
Работники Центра обязаны:
— соблюдать настоящий Устав Центра, правила внутреннего распорядка, выполнять должностные обязанности и следовать нормам профессиональной этики;
— проводить обучение в соответствии с требованиями программы, обеспечивать полное выполнение учебных планов и программ;
— сохранять и совершенствовать учебно-материальную базу, закрепленных за ними кабинетов, техники соблюдая при этом требования охраны труда и производственной санитарии;
— поддерживать и контролировать учебную дисциплину;
— повышать свой профессиональный уровень, участвовать в работе предметных комиссий, Методического(Педагогического совета);
— выполнять условия трудового договора.
Педагогические работники Центра обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранной специальности, гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность, инициативность, творческие способности, систематически заниматься повышением своей квалификации.

Центр создает необходимые условия для профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, которые могут осуществляться как за счет средств, поступивших на эти цели, так и за счет средств, полученных по договорам, заключенным с юридическими и (или) физическими лицами.
Оплата труда работникам Центра устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами по оплате труда, определёнными Учредителем. Виды и размер надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера определяются в пределах имеющихся средств в порядке, установленном действующим законодательством и нормативными актами Учредителя.
Мастера производственного обучения несут ответственность за техническое состояние транспортных средств, чистоту и порядок в салоне автомобиля, им запрещается во время обучения курить в автомобиле, привлекать обучающихся к уборочно-моечным и ремонтным работам, не предусмотренным программой обучения.
Мастера производственного обучения вождению обязаны проходить ежедневно предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль.
.На должность преподавателя по устройству и техническому обслуживанию автомобилей принимаются лица, имеющие образование не ниже среднего профессионального по технической специальности.
На должность преподавателя по Основам законодательства в сфере дорожного движения и Основам безопасного управления ТС принимаются лица, имеющие образование не ниже среднего профессионального, и водительское удостоверение на право управления транспортными средствами.
На должность преподавателей по предмету «Первая помощь пострадавшим в ДТП» принимаются лица, имеющие медицинское образование.
На должности мастеров производственного обучения принимаются лица, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, водительский стаж не менее трех лет, водительское удостоверение с разрешающими отметками, соответствующей категории транспортных средств, и свидетельство на право обучения вождению, а также прошедшие аттестацию на аттестационной комиссии в РО ДОСААФ России Тамбовской области
Преподаватели и мастера производственного обучения, проходят повышение квалификации один раз в три года

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и программами по каждой дисциплине, расписаниями занятий и графиком очередности обучения вождению утвержденными руководителем образовательного учреждения.
Соответствующее должностное лицо отвечает за поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии и организацию предрейсового и послерейсового медицинского контроля мастеров производственного обучения. Проверка технического состояния автомобилей и проведение предрейсового и послерейсового медицинского контроля отражаются в путевом листе.
Зачисление обучающихся осуществляется приказом по образовательному учреждению на основании заявления поступающего и договора об оказании образовательных услуг.
Прием граждан на обучение производится по предъявлении следующих документов:
-заявление поступающего;
-медицинской справки о профессиональной пригодности к управлению ТС;
-фотографии;
-паспорта или документа его замещающего.
Отчисление и выпуск обучающихся оформляются приказами по образовательному учреждению.
Обучающийся может быть отчислен из образовательного учреждения в следующих случаях:
— изменения состояния здоровья (по медицинским показаниям) на основании медицинского заключения;
— не посещаемости занятий (пропуск более 20 % учебной программы);
— за невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине;
— в связи с расторжением договора с физическими и (или) юридическими лицами, оплачивающими обучение;
— признания по решению суда виновным в совершении преступления при исключении возможности продолжения обучения;
— по собственному желанию;
-при невыполнении обучающимся условий договора об оказании образовательных услуг.
Учебные группы по подготовке водителей ТС создаются численностью до 30 человек.
Не позднее 30 дней до начала проведения квалификационных экзаменов производится регистрация группы в ГИБДД с предъявлением списка учащихся.
С целью упорядочения приема квалификационных экзаменов и предварительной проверки кандидатов в водители по базам данных водителей, лишенных права на управление ТС, не менее чем за 30 дней до окончания обучения направляют в МРЭО ГИБДД списки обучающихся учебной группы и заявку о приеме квалификационных экзаменов с указанием даты окончания обучения.
Основными формами обучения являются теоретические, лабораторно-практические, практические и контрольные занятия.
Теоретические занятия по каждому предмету планируются не более 4 часов в день, лабораторно-практические-3 часа. В течение дня с одним обучаемым по вождению автомобиля разрешается отрабатывать на учебном автомобиле не более 2-х часов.
Продолжительность учебного часа теоретических и лабораторно-практических занятий – 45 минут. А практических занятий по вождению автомобиля- 60 минут, включая время на постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. Допускается проведение лабораторно-практических занятий в течение 90 минут без перерыва. Продолжительность учебного времени не должна превышать 8 часов.
Теоретические занятия проводятся преподавателем, лабораторно-практические по Устройству и ТО автомобиля- преподавателем совместно с мастером производственного обучения, практические занятия по вождению автомобиля проводятся мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым. Лабораторно-практические занятия по Устройству и ТО автомобилей и Оказанию первой помощи проводятся в составе бригад после изучения соответствующего теоретического материала по одной или нескольким темам.
Теоретические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете в составе учебной группы с целью изучения нового материала.
Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально с каждым обучаемым на учебных автомобилях, на площадке для первоначального обучения вождению и учебных маршрутах, согласованных с органами ГИБДД обслуживающими данную территорию.
Проведение занятий по Основам законодательства дорожного движения и Основам безопасного управления ТС рекомендуется проводить до начала отработки соответствующих упражнений по вождению автомобилей.
Для проведения каждого занятия рекомендуется иметь:
-план проведения занятий, в котором предусматриваются названия темы, цели, учебные вопросы, расчет учебного времени, порядок использования учебных наглядных пособий и технических средств обучения, действия преподавателя и обучаемых, задания на самостоятельную подготовку.
Мастеру производственного обучения необходимо иметь: водительское удостоверение, свидетельство на право обучения вождению, свидетельство о регистрации ТС, путевой лист, график очередности вождения, схему учебных маршрутов, согласованную органами ГИБДД, индивидуальную книжку учета обучения вождению обучающегося.
Контроль качества усвоения пройденного материала осуществляется преподавателем (МПВО) в ходе проведения занятий с выставлением оценок в журнале учета занятий (индивидуальной книжке учета вождения).
Контроль за качеством проведения занятий преподавателями и мастерами осуществляется руководителем образовательного учреждения с записями в журналах учета занятий и журнале проверок на линии учебного автотранспорта.
Промежуточная аттестация обучающихся по теоретическим предметам обучения осуществляется в форме зачетов. Зачеты проводятся в соответствии с календарным учебным графиком прохождения программы подготовки водителей транспортных средств категории «В».
Промежуточная аттестация по практическому вождению транспортных средств осуществляется путем выполнения контрольных занятий: по окончанию первоначального обучения вождению- контрольное занятие №1; по окончанию обучению вождению в условиях реального дорожного движения- контрольное занятие № 2.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводиться по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории “В”, как объектов управления»
«Основы управления транспортными средствами категории”B”»
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом»
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводиться с использованием материалов утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность,
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории «В» на закрытой площадке. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории”В” в условиях реального дорожного движения.
Для проведения экзаменов назначается экзаменационная комиссия.
Обучающиеся, не сдавшие теоретические экзамены, к сдаче экзамена по практическому вождению не допускаются.
Экзамен по практическому вождению проводится в соответствии с методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление ТС, действующий в настоящее время. Уровень подготовленности обучающихся оценивается на каждом этапе по 4-х бальной системе.
.На первом этапе (площадка для учебной езды):
-«отлично»- при выполнении каждого из упражнений без штрафных баллов;
-«хорошо»- при получении на каждом упражнении не более 2-х штрафных баллов;
-«удовлетворительно»- при получении на каждом из упражнений не более 4-х штрафных баллов;
-«не удовлетворительно»- при получении 5 и более штрафных баллов на любом из упражнений.
На втором этапе (на учебном маршруте в условиях реального дорожного движения):
-«отлично»- при прохождении маршрута без штрафных баллов;
-«хорошо»- при получении не более 2-х штрафных баллов;
-«удовлетворительно»- при получении не более 4-х штрафных баллов;
-«не удовлетворительно»- при получении 5 и более штрафных баллов.
Итоговая оценка по вождению выставляется по низшей, полученной на двух этапах.
.Лица, не сдавшие экзамены по уважительным причинам, допускаются к их сдаче с очередными группами, а получившие неудовлетворительные оценки допускаются к повторной сдаче после дополнительной самостоятельной подготовки, но не ранее чем через 3 дня со дня проведения экзамена.
.Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом, который подписывается председателем, членами экзаменационной комиссии, руководителем образовательного учреждения и скрепляются печатью.
.Лицам, положительно аттестованным, выдаются свидетельства о профессии водителя
.Свидетельства об окончании обучения по программам подготовки водителей ТС не являются документами на право управления этими транспортными средствами, а предъявляются в органы ГИБДД при сдаче квалификационных экзаменов для получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами.
В случае утраты свидетельства, образовательное учреждение выдает дубликат на основании заявления и протокола экзаменационной комиссии.
Свидетельства об окончании обучения имеют серию и типографский порядковый номер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *